Версия для слабовидящих
logo
Автономное учреждение
«Муниципальная Межпоселенческая центральная библиотека
п. Нижнеангарск»

Муниципального образования «Северо-Байкальский район»

График работы

Понедельник – пятница
09:00 — 18:00 (без перерыва)
Суббота, воскресенье
выходные

Автору «Конька Горбунка» писателю Петру Ершову – 205 лет

06.03.2020

В марте 2020 года исполнилось 205 лет  поэту, прозаику, драматургу, педагогу Петру Ершову, автору  сказки «Конек-Горбунок». О чем его сказка? Есть ли в ней христианские смыслы и ценности?  Об этом мы сможем судить, освежив в памяти факты из жизни и творчества писателя.

 

Далеко не все родители сегодня знакомят  своих малышей с творчеством Петра Ершова. Да и можно ли доверять воспитание детей таким «сомнительным», с обывательской точки зрения,  сказочным примерам?

Действительно, герои писателя далеки от «супергеройского»  облика  персонажей современных мультиков, книжек и комиксов – их подвиги не поражают масштабом, а их скромный и дурашливый  имидж не отвечает современным представлениям о красоте, силе, уверенности в себе и успешности.

Посудите с точки зрения современной потребительской логики, кто они, эти сомнительные личности  – Иван-Дурак и его горбатый Конек – два убогих персонажа, которые стоят друг друга, а потому, наверное, и встретились, и полюбились друг другу  в сказочном мире Петра Ершова?

Правы, наверное,  были Еврипид и Сервантес, в разные века и из разных мест Земного Шара, но почти в унисон заметившие: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты».

Итак, два жалких несчастных друга, два изгоя, обделенных природой и судьбой? Да – но  только с точки зрения прагматичного сегодняшнего сознания.

Истинно наш, отечественный автор Петр Ершов с  присущей его русской душе тонкостью и деликатностью чувств, кроме того – наделенный с младенчества живой и крепкой православной верой, совсем другое имел в виду.

В отличие от большинства народных сказок, собранных  и записанных исследователями  фольклора  (кстати, дошедших до наших детей в очень сильно адаптированном  и избавленном  от страшных  и безнравственных эпизодов виде), в его сказке торжествует именно Русь православная  – не языческая.

Поэтому, наблюдая за удивительными героями – Иваном-дураком  и Горбунком – вспоминаем старинную Русь, русских юродивых, блаженных (то есть, в буквальном  понимании этого слова – счастливых), особо почитаемых в родном Отечестве.

Отречься от себя, от своего «я» – от гордыни и себялюбия – чтобы обрести себя настоящего – это как раз их житейское (или, точнее, житийное) кредо, это о них: о русских Христа ради  юродивых и блаженных.

Точно также можно сказать, и когда речь идет о сказочных героях Петра Ершова –  ведь поиск истинного лица – облика души – для них бесконечно важен. Неслучайно в  развязке  сказки Иван-дурак наконец-то предстаёт перед нами самим собой –  выйдя изо всех огней, вод и медных котлов преображенным прекрасным царевичем.

Как же произошел этот, не побоимся  такого словосочетания, сказочный  катарсис? Где его корни? Что ему предшествовало?

Вспомним сказку: чтобы выйти из всех жизненных передряг, младшему сыну Ивану-дураку пришлось… поверить, увериться.  То есть совершить подвиг веры. Причем – опять же вопреки современной логике кино и мультфильмов о супергероях – поверить не кому-нибудь сильному, большому, значимому, великому или прекрасному (Царю, Жар-птице или даже царевне), а… своему  маленькому  и  несчастному  Коньку-горбунку!

Именно поверить и довериться,  чтобы  дальше по ходу действия сказки со смирением во всем слушаться его указаний. Да, пускай однажды ослушаться  – и получить в ответ множество бед и неприятностей. Но все-таки, вера героя своему Коньку выручила Ивана изо всех перипетий и привела к сказочному хорошему концу – то есть к избавлению от бед – к спасению.

Как не различить в фабуле Петра Ершова  не только нравственный акцент – победу добра над злом (свойственную, кстати, и  многим народным  сказкам), но и христианские смыслы, ценности, параллели  и подтексты?

И, наблюдая за героями, как не вспомнить Писание,  Новый Завет, Пасху Христову,  встречу и союз слабого, поврежденного грехом в своей душевной природе человека – и Бога, не триумфально шествующего, а униженного и распятого, въехавшего в святой город на убогом ослёнке.

Писатель позапрошлого столетия, Ершов был православным христианином, человеком доброй  и праведной веры и постарался поделиться ею с читателем. Кстати, читая  авторские сказки того отдаленного от нас времени, зачастую мы забываем о том удивительном факте, что адресовались они отнюдь не ребенку, а взрослому, и только потом прочно перешли в круг детского чтения и вошли в школьную программу.

Так что «Конек-Горбунок» – это христианское послание всем нам, потомкам писателя и поэта, о котором, увы, мы знаем  и помним так мало, а если совсем начистоту, то почти ничего.

В год и месяц юбилея предлагаем вам статью об авторе сказки, которая кое-что напомнит о писателе. Возможно, она подтвердит, а может быть, и чем-то опровергнет  эти размышления о  Петре Павловиче Ершове – выдумщике, сказочнике, сочинителе, и при этом трогательном человеке и добром христианине.