Версия для слабовидящих
logo
Автономное учреждение
«Муниципальная Межпоселенческая центральная библиотека
п. Нижнеангарск»

Муниципального образования «Северо-Байкальский район»

График работы

Понедельник – пятница
09:00 — 18:00 (без перерыва)
Суббота, воскресенье
выходные

Многогранность Севера Феликсовича Гансовского

15.12.2021
КОРОТКИЙ, НО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ ОТРЫВОК ИЗ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ФАНТАСТА
Сегодня в честь 102-летия со дня рождения Севера Феликсовича Гансовского, одного из ведущих советских писателей-фантастов, драматурга, художника мы расскажем Вам о его творчестве.

Кем только не был Гансовский до войны! Искал себя, выбирал будущую профессию, никак не мог остановиться на чём-то одном. Жил в Мурманске и Ленинграде, работал грузчиком, матросом, электромонтёром. Любовь к технике сохранилась у него навсегда, и много позже, когда его литературные гонорары были скудными, он зарабатывал ремонтом мотоциклов. На них он, кстати, обожал гонять до самой старости — даже нешуточная авария, в которую он однажды угодил, не отвратила его от небезопасного увлечения.

«Если я сажусь и начинаю так: «Таня вышла из проходной, ей вспомнились озорные глаза комсорга Пети…» — вряд ли какая-нибудь читательская душа затрепещет сразу. А вот если я напишу: «Джон вышел из убежища, он вспомнил, что на этой планете баракудра нападает слева…» — парень любого возраста станет читать дальше и с большим интересом. Хотя литературно тут разницы никакой» (с)Север Гансовский.

Основной идеей многих произведений Гансовского является встреча человека с неведомым — неизвестными науке существами и явлениями, обитателями антимира и т.п. При этом автора интересует даже не столько описываемый им феномен, сколько реакция на него человека, влияние изобретений и открытий на человеческую жизнь.

Со временем в творчестве Гансовского все большее место занимает тема предупреждения. Он пишет об опасностях, которые таят в себе достижения человеческого гения. Так, одно из самых известных произведений писателя, повесть «День гнева», описывает последствия бесконтрольных биологических экспериментов, результатом которых стало развитие интеллектуальных способностей до человеческого уровня у медведей, которые при этом так и остались хищниками. Тема предупреждения также поднимается в повестях «Часть этого мира», «Побег», «Инстинкт?» и рассказе «Полигон».

В последние годы творчества Гансовский обратился к теме альтернативной истории, «прогрессорства». В повести «Башня», рассказах «Дом с золотыми окошками», «Демон истории» он изучает различные возможности «подкорректировать» или «исправить» реальную историю.
Рассказы и повести Гансовского переведены на множество языков мира. Было несколько экранизации его произведений: мультфильм «Полигон», фильм «Визит к Ван Гогу» и фильм «День гнева», который критики окрестили «первым советским НФ-хоррором».

Он иллюстрировал как свои, так и чужие фантастические книги (обложки книг на фото ниже).
После войны у Гансовского были искалечены запястья. Он не мог держать карандаш «щепотью», а зажимал его сразу всеми пальцами. Таким способом тяжело нарисовать линию, а вот поставить точку — запросто. Этим и объясняется стилистика его рисунков. Такой способ рисования называется пуантилизм (от фр. Pointillisme, буквально «точечность»). Основоположником стиля стал Жорж Сера, положивший в его основу теорию цвета и оптику. Цвета в таких картинах используют только чистые, но за счёт размера и частоты расположения точек, а также соседства цветов зритель может видеть на картине любые оттенки.
Дочь Гансовского, Илона, также была известным художником; её работы находятся в музеях, галереях и частных коллекциях разных стран мира. А сестра Гансовского, Вероника (на фото ниже написано послание ей), была женой известнейшего советского писателя Валентина Пикуля.