155 лет со дня рождения В.Вересаева
Викентий Викентьевич Вересаев (настоящая фамилия — Смидович) родился 16 января 1867 года в Туле.
Он окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил в Туле к медицинской деятельности. Вскоре переехал в Петербург, где работал ординатором в Городской барачной больнице, а во время русско-японской войны он был призван на военную службу в качестве военврача на полях далёкой Маньчжурии.
Викентий Вересаев увлекся литературой и начал писать во время учёбы в гимназии, тогда он помещает в «Модном журнале» стихотворение «Раздумье». Для этой первой публикации Вересаев выбрал псевдоним «В. Викентьев». Псевдоним «Вересаев» он избрал в 1892 году, подписав им очерки «Подземное царство», посвящённые труду и жизни донецких шахтёров.
Всероссийская же известность к Вересаеву пришла после издания в 1901 году в журнале «Мир Божий» произведения «Записки врача» — биографической повести об экспериментах на людях и о столкновении с их чудовищной реальностью молодого врача. Таких было 11 изданий. В работе, осуждавшей медицинские эксперименты на людях, проявилась также моральная позиция писателя, выступавшего против любых экспериментов на людях, в том числе и против социальных экспериментов, кто бы их ни проводил — бюрократы или революционеры. Резонанс был настолько силён, что сам император велел принять меры и прекратить медицинские эксперименты на людях.
По манере письма Вересаев — реалист. Что особенно ценно в творчестве писателя, — это его глубокая правдивость в отображении среды, лиц, а также любовь ко всем, мятежно ищущим разрешения «вечных вопросов» с позиции любви и правды.
Что касается личной жизни писателя, то он был женат на своей троюродной сестре — Марии Гермогеновне Смидович. Свои взаимоотношения с супругой Вересаев описал в рассказе 1941 года «Эйтимия», что означает «радостнодушие». Детей у Вересаевых не было.
Викентий Викентьевич умер в Москве 3 июня 1945 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. Через 13 лет в Туле был установлен памятник писателю.
В честь матери Викентия – Елизаветы Павловны Смидович – открывшей в своем доме первый в России детский сад в 1872 году, названа улица в Туле.

Почему он выбрал этот псевдоним? Вересаев — это персонаж одного из рассказов популярного в то время писателя Петра Гнедича. Он настолько приглянулся юному Викентию Смидовичу, что тот выбрал эту фамилию в качестве своего литературного псевдонима, под ним и вошел в историю.
А что о настоящей фамилии, то здесь история куда интереснее. По семейной легенде, когда-то давно предки Смидовичей спасли на охоте жизнь польскому королю, за что получили дворянское звание, а в фамильном гербе в честь того события появилось изображение охотничьего рога. Имя Викентий тоже фамильное, польское. Писателя в семье звали Витей, а папа — Вицей, о чем он сам с большим смаком пишет в своих воспоминаниях о детстве. В 1830-х годах после восстания, случившегося в Польше, Смидовичи перебрались сначала на Украину, потом в Тулу.
По воспоминаниям Викентия Викентьевича, папа его условно разделял большой род Смидовичей на черных и белых.
У Смидовичей черных было имение в селе Зыбино нынешнего Ясногорского района с замечательным барским домом с колоннами, большим парком, куда Вересаев любил приезжать на каникулы. Смидовичи черные отличались не столько по внешнему виду, сколько по характеру. Они казались более энергичными, импульсивными, уверенными в себе, очень любили жизнь. Не случайно многие из них потом стали известными революционерами. Например, Петр Гермогенович Смидович, ставший первым советским мэром Москвы. Кстати, в тульском подполье у него и кличка была соответствующая — Дядя Черный. Женой Петра Гермогеновича была Софья Николаевна Луначарская из семьи веневских дворян. Именно в ее честь названа одна из улиц Тулы — ул. Смидович.
А вот Смидовичи белые — более романтичные, нерешительные, труднее сходились с людьми. Вересаев и сам писал, что он и его сестры более склонны к созерцанию, размышлению, нежели к действию. Одно время он попал под влияние Смидовичей черных, которые оказали воздействие на формирование его характера.

Вересаев был знаком со многими знаменитыми писателями.
В 1901 году, когда Вересаева за революционную пропаганду выслали из Петербурга в Тулу под надзор полиции, он, наконец, побывал в Ясной Поляне у Толстого. Но не как врач, а как приглашенный молодой писатель. В своих воспоминаниях он рассказывал, что пришлось долго ждать в приемной, и чувствовал он себя во время встречи как студент, которого экзаменовали в вопросах философии и мировоззрения.
«Один из первых вопросов, который задал Толстой: есть ли дети? И, услышав отрицательный ответ, по воспоминаниям Вересаева, как бы потупился и внутренне отдалился. Вересаев уехал с ощущением недопонятости».
С другим земляком — Иваном Буниным — Вересаев познакомился в 1911 году в Москве. Но назвать дружественными эти отношения было нельзя. Вересаев, безусловно, отдавал должное Бунину как писателю, а вот человеческие качества будущего нобелевского лауреата ему совсем не нравились — странно видеть соединение в Бунине «совершенно паршивого человека с непоколебимо честным и взыскательным к себе художником».
Более теплые отношения сложились с Чеховым. Особенно тесно они общались после 1902 года, когда Вересаев после высылки в Тулу получил возможность покидать город и уехал в Ялту. Местная общественность чествовала его как автора взбудораживших всю Россию «Записок врача». Личное общение Вересаева с Чеховым продолжилось в активной переписке, где больше затрагивались медицинские вопросы. Чехов советовался с Вересаевым относительно своего здоровья. И писал, что Вересаев — единственный врач, который может четко и прямо сказать о положении вещей.
Викентий Вересаев – один из немногих, кто мог видеть Горького на протяжении всего его писательского пути. Они и в русскую литературу вошли почти в одно и то же время. Они познакомились на деловой основе. Но уже в первых письмах чувствуется симпатия Горького к Викентию Викентьевичу. Они сразу же поняли, что близки друг другу по духу и по убеждениям.
Известно, например, что Викентий Викентьевич дважды оказывал автору «Белой гвардии» денежную помощь. В 1925 году, когда Булгаков попал в опалу, Вересаев, побуждая принять ссуду, писал: «Поймите, я это делаю вовсе не лично для Вас, а желая сберечь хоть немного крупную художественную силу, носителем которой Вы являетесь. Ввиду той травли, которая сейчас ведется против Вас, Вам приятно будет узнать, что Горький (я летом имел письмо от него) очень Вас заметил и ценит». Сам Булгаков тоже очень почтительно относился к Вересаеву. Неудивительно, что эти теплые отношения, в конце концов, вылились в попытку совместного написания пьесы о последних днях Пушкина. Но вот тут классики разошлись во взглядах. Вересаев хотел показать Пушкина с точки зрения исторической правды, а Булгаков настаивал на большей литературности. Пьесу в итоге дописывал один Булгаков.

Итория об известном произведении Викения Вересаева «Записки врача»